Чтобы творить, всем диджитальщикам нужно быть в креативном ресурсе. Но, как мы все знаем, креативный ресурс непостоянен - сегодня у нас его выше крыши, а завтра мы как выжатый лимон. А креативить при этом нужно практически ежедневно.
В этой статье решили поговорить, почему может заканчиваться креативный ресурс и как его можно восстанавливать.
Триггер №1. Нет четких критериев оценки
У специалистов творческих профессий есть свои триггеры, которые способствуют креативному выгоранию. Пожалуй, главный из них - это размытые критерии, которые определяют, когда креатив “заходит”, а когда - нет. В один месяц клиент доволен результатом, в другой - нет. И хорошо, если обратная связь приходит конкретной - так можно понять, что не так и как все поправить. Намного хуже, когда фидбек сводится к субъективному “мне не нравится, но не могу объяснить, почему”.
Так креатор попадает в ловушку: работу нужно переделывать фактически наугад, в надежде, что на этот раз он попадет в цель. Иногда на это уходит несколько попыток, и чем их больше, тем быстрее иссякает креативный ресурс. Каждую итерацию правок вносить все сложнее: ведь генерировать классные идеи 24/7 очень сложно. Есть и эффект FOMO: мы неизбежно начинаем сетовать, что потратили на проект гораздо больше ресурсов, чем планировали - а ведь могли за это же время столько всего другого сделать… То есть, помимо креативного, из нас утекает и эмоциональный ресурс.
Что можно сделать: старайтесь добиться от клиента конкретики - по каким критериям можно оценить, что вы сделали хорошую работу. Иногда бывает, что корень проблемы в способе коммуникации: заказчику сложно сформулировать свою позицию в чате или в голосовом сообщении. На помощь приходят старые-добрые коллы - в формате живого диалога стороны лучше раскрываются, избавляются от блоков в коммуникации и часто в разы быстрее согласовывают правки.
Если другая сторона затрудняется назвать маркеры качества работы, вы можете сформулировать их сами. Например, можно ответить себе на вопрос “Я сделал достаточно хорошую работу, если…”. Как минимум, это поможет установить критерии качества для себя, а значит, будет от чего отталкиваться при внесении правок.
Триггер №2. Несоответствие ожидания и реальности
Часто мы ощущаем эмоциональное и креативное истощение после того, как понимаем, что вложенные в задачу ресурсы не приносят планируемых результатов. Например, мы поставили себе некий план: к такому-то сроку уже запустить проект, но по разным причинам сроки переносятся. И вроде бы процесс идет, но кажется, будто ресурсы спускаются в трубу: тех результатов, на которые вы рассчитывали, все еще нет. Вы уже представили себе во всех красках, как запустили проект, а вместо этого застряли на этапе согласования очередного макета. В конечном счете, это утомляет и снижает мотивацию к работе.
Что можно сделать: скорректировать для себя шкалу “ожидание - реальность”. Подумайте: если ли смысл сразу ждать максимального и быстрого результата? Можно попробовать декомпозировать большой результат на более маленькие. Например, подготовку стратегии по продвижению продукта можно разбить по шагам на изучение ЦА и ее болей, проработку JTBD, анализ возможных каналов и форматов и т.д. Для наглядности можно составить дорожную карту проекта, в которой выполнение каждого маленького шага будет приближать вас к финальному результату.
Триггер №3. Не успеваем восстанавливать креативные батарейки на выходных
Казалось бы, на восстановление у нас есть два дня в неделю. Но даже если мы не пропускаем выходные и честно отдыхаем, далеко не всегда мы успеваем восполнить наш ресурс. Конечно же, мозг старается как-то это объяснить. Мы сетуем:
- на сильный стресс и загрузку на работе, которые не дают расслабиться на выходных;
- на то, что в России до сих пор не действует график 4/3, как в Поднебесной;
- на клиентов и начальников, которые имеют наглость писать по субботам и вспоминать про согласование правок в воскресенье.
- На ретроградный Меркурий, фазы Луны, очередное затмение и т.д. (Шутка! А может быть, и нет…)
Да, порой умеренная загрузка и тишина в рабочих чатах действительно помогают. Но если с вами это не работает, причина может быть в том, что ваш мозг работает в одном и том же ритме и в будни, и в выходные. Это происходит потому, что мы не разграничиваем нашу деятельность. Например, мы всю неделю встречались с кучей новых людей, десятки коллов, общение, общение, общение. И тут друзья зовут на классное мероприятие, а вам, наоборот, хочется отдохнуть от людей и просто побыть с самим собой. Но вы все-таки идете (ведь так давно с друзьями не виделись), а по итогу скорее устаете, чем отдыхаете. Знакомо?
Что можно сделать: Недаром есть крылатое выражение “Лучший отдых - это смена видов деятельности”. Попробуйте менять обстановку на выходных на противоположную от той рутины, которой вы посвящали рабочую неделю. То есть если вы выкладывались на максимум креативного потенциала, можно заняться чем-то, что “расслабляет” мозг. И наоборот, если вы были загружены механической и повторяющейся деятельностью, включайте в отдых элементы креатива. Именно эта смена деятельности поможет вам перезагрузиться и подзарядить "батарейки креатива".